Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда общеобразовательной школы
11 сентября 2015
А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова
Инструктивно-методическоеписьмо
о работеучителя-логопедапри
общеобразовательнойшколе.
(Основные направленияформированияпредпосылоккпродуктивномуусвоениюпрограммыобученияродномуязыкуудетейсречевойпатологией)
Москва
Когито-Центр
1996
47стр.
Настоящееинструктивно-методическоеписьмоадресованоучителям-логопедам, работающимприобщеобразовательныхучебныхзаведениях. Внемпредставленыхарактеристиканарушенийустнойиписьменнойречишкольников, обучающихсявобщеобразовательныхучебныхзаведениях; приемывыявлениянарушенийречиинаиболееважныеположениядифференциальнойдиагностики; основнойконтингентлогопедическихпунктов (егосоставляютучащиеся, речевыенарушениякоторыхпрепятствуютуспешномуобучениюпопрограммеобщеобразовательных учебныхзаведений - фонетико-фонематическое, общеенедоразвитиеречи); определеныпринципыкомплектованиялогопедическихпунктов, группучащихсядляфронтальногообучения.
Представленныевданномписьмеметодическиерекомендациипо организации, планированиюисодержаниюлогопедическихзанятийсосновнымконтингентомучащихся, отражаютбазовыенаправлениякоррек-ционногообученияучащихся, страдающихразличныминарушениямиустнойиписьменнойречи.
Авторы:ЯстребоваА.В., кандидатпедагогическихнаук, доцент; БессоноваТ.П., методист; ФедеральныйЦентрспециальной (коррекционной) педагогики.
Редакторвыпуска: БелопольскийВ.И.
©ЯстребоваА.В., БессоноваТ.П., 1996
©Когито-Центр, 1996
компьютерноемакетированиеиоформление
Изданиеосуществленопозаказу
МинистерстваобразованияРФ
I.ХАРАКТЕРИСТИКАНАРУШЕНИЙУСТНОЙ ИПИСЬМЕННОЙРЕЧИУЧАЩИХСЯ
Отклонениявречевомразвитиидетей, обучающихсявобщеобразовательныхучебныхзаведениях, имеютразличнуюструктуру истепеньвыраженности. Одниизнихкасаютсятолькопроизношениязвуков (преимущественноискаженноепроизношениефонем); другиезатрагиваютпроцессфонемообразованияи, какправило, сопровождаютсянарушениямичтенияиписьма; третьи - выражаютсявнедоразвитиикакзвуковой, такисмысловойсторонречиивсех еекомпонентов.
Наличиеушкольниковдажеслабовыраженныхотклоненийв фонематическомилексико-грамматическомразвитииявляется серьезнымпрепятствиемвусвоениипрограммыобщеобразовательнойшколы.
Учащихся, имеющихотклонениявформированиифонетико-фонематическихилексико-грамматическихсредствязыка, можно разделитьусловнонатригруппы.
Совершенноочевидно, чтокаждаяизэтихгруппнеможет бытьединообразной, новместестем, выделениеосновногопризнакаречевогодефекта, наиболеетипичногодлякаждойгруппы, придаетимопределеннуюоднородность.
Первуюгруппусоставляютшкольники, укоторыхотклонения вречевомразвитиикасаютсятолькодефектовпроизношениязвуковбездругихсопутствующихпроявлений. Типичныепримерыподобныхнарушений - этовелярное, увулярноеилиодноударное произношениезвука "Р", мягкоепроизношениешипящихпринижнемположенииязыка, межзубноеилибоковоепроизношениесвистящих, т.е. различныеискажениязвуков. Такиедефектыречи, как правило, несказываютсяотрицательнонаусвоениидетьмипрограммыобщеобразовательнойшколы.
Процессфонемообразованиявтакихслучаяхнезадерживается. Этиучащиеся, приобретаякшкольномувозрастуопределенныйзапасболееилименееустойчивыхпредставленийозвуковом составеслова, правильносоотносятзвукиибуквыинедопускаютв письменныхработахошибок, связанныхснедостаткамипроизношениязвуков. Учащиесястакимидефектамипроизношениясоставляют 50-60% отобщегоколичествадетей, имеющихотклоненияв формированииязыковыхсредств. Средиэтихучащихсянеуспевающихнет.
Вторуюгруппусоставляютшкольники, укоторыхимеетместо несформированностьвсейзвуковойстороныречи - произношение, фонематическиепроцессы (фонетико-фонематическоенедоразвитие). Типичнымдляпроизношенияучащихсяэтойгруппыявяютсязаменыисмешенияфонем, сходныхпозвучаниюилиартикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; Р~Л\ твердых-мягких). Причем, ушкольниковэтойгруппызаменыисмешениямогутохватыватьневсеперечисленныезвуки. Вбольшинствеслучаев нарушениераспространяетсялишьнакакую-либопарузвуков, например, С-Ш, Ж-3, Щ-Ч, Ч-Т, Ч-Ц, Д-Тит.д. Чащевсегонеусвоеннымиоказываютсясвистящиеишипящиезвуки, Р-Л, звонкиеиглухие. Внекоторыхслучаяхприотсутствиивыраженныхдефектовотдельныхзвуковотмечаетсянедостаточнаячеткостьихпроизнесения.
Недочетыпроизношения, выражающиесявсмешенииизаменахзвуков (вотличииотнедостатков, выражащихсявискаженном произнесенииотдельныхзвуков), следуетотноситькфонематическимдефектам.
Школьникирассматриваемойгруппы, особенноучащиеся первыхдвухклассов, имеютвыраженныеотклонениянетольков звукопроизношении, ноивдифференциациизвуков. Этидетииспытываютзатруднения (поройзначительные) ввосприятиинаслух близкихзвуков, определенииихакустического (например: звонкиеи глухиезвуки) иартикуляционного (например: свистящие-шипящие звуки) сходстваиразличия, неучитываютсмысло-различительного значенияэтихзвуковвсловах (например: бочка - почка, басня - башня). Всеэтоосложняетформированиеустойчивыхпредставленийозвуковомсоставеслова.
Такойуровеньнедоразвитиязвуковойстороныречипрепятствуетовладениюнавыкамианализаисинтезазвуковоюсоставасловаинередкослужитпричинойпоявлениявторичного (поотношению кустнойформеречи) дефекта, проявляющегосявспецифических нарушенияхчтенияиписьма. Этиучащиесякомплектуютсявспециальныегруппы: учащиесяснарушениямичтенияиписьма, обусловленными
фонетико-фонематическимнедоразвитием; либофонематическимнедоразвитием (втехслучаях, когдаустраненыдефектыпроизношения).
Количествоучащихся, имеющихнедоразвитиезвуковойстороныречи (ФФНиФН) составляетпримерно 20-30% отобщегоколичествадетейснесформированностьюязыковыхсредств. Среди этихучащихсяколичествореальнонеуспевающихпородномуязыкуколеблетсяот 50 до 100%.
Третьюгруппусоставляютучащиеся, укоторых, нарядус нарушениямипроизношениязвуков, имеетсянедоразвитиефонематическихпроцессовилексико-грамматическихсредствязыка - общеенедоразвитиеречи. Этиотклонениядажеприизвестной сглаженностипроявленийприводятктому, чтодетииспытывают большиетрудностивовладениичтениемиписьмом, ведущиек стойкойнеуспеваемостипородномуязыкуидругимпредметам.
Несмотрянато, чтоэтагруппаучащихсявобщеобразовательнойшколенемногочисленна, онатребуетособоговнимания учителя-логопеда, таккаконавесьманеоднороднакакпостепени тяжести, такиповыраженностипроявленийобщегонедоразвития речи. Преимущественновобщеобразовательнуюшколупоступают детиIIIуровня (поклассификацииР.Е.Левиной).
Уучащихсяпервыхклассовпреобладаетнедостаточность устнойформыречи, котораятакжеможетбытьвыраженапо-разному. Уоднихучащихсяк 6-7 летнемувозрастуимеетсянерезковыраженнаянеполноценностьфонетико-фонематическихилексико-грамматическихсредствязыка (НВОНР). Удругихучащихсянедостаточностьязыковыхсредствболеевыражена (ОНР).
ХарактеристикадетейсОНРпредставленавсхеме (Таблица 1). Вданнойтаблицеотраженряддиагностическихмоментов, имеющихважноезначениекакдляпрогнозаэффективностикоррекционногообучениявцелом, такидляпланированияегосодержания. Это, преждевсего, тепоследствияаномальногоразвития устнойформыречи (еезвуковойстороныилексико-грамматическогостроя), которые, тормозяспонтанноеразвитие полноценныхпредпосылоккформированиюписьменнойформы речи, создаютсерьезныепрепятствиянапутиовладенияпрограммнымматериаломпородномуязыкуи (врядеслучаев) математике.
Изучениепроявленийречевыхнарушенийуучащихсяначальныхклассовобщеобразовательныхшколпоказывает, чтоу частиизнихнесформированностьязыковыхсредствменеевыражена (НВОНР). Этокасаетсякакзвуковойстороныречи, такисмысловой.
Так, количествонеправильнопроизносимыхзвуковунихне превышает 2-5 ираспространяетсялишьнаодну-двегруппыоппозиционныхзвуков. Унекоторыхдетей, прошедшихдошкольноекоррекционноеобучение, произношениевсехэтихзвуковможетбытьв пределахнормыилинедостаточновнятным ("смазанным").
Приэтомувсехдетейостаетсянедостаточнаясформированностьфонематическихпроцессов, степеньвыраженностикоторых можетбытьразличной.
Количественныйсоставсловарногозапасаучащихсяданной группыдетейширеиразнообразней, чемушкольников, имеющих выраженноеобщеенедоразвитиеречи. Однакоионидопускаютв самостоятельныхвысказыванияхрядошибок, обусловленныхсмешениемсловпосмыслуиакустическомусходству. (См. Таблицу 1).
Грамматическоеоформлениеустныхвысказыванийтакжехарактеризуетсяналичиемспецифическихошибок, отражающихнедостаточноеусвоениедетьмипредложногоипадежногоуправления, согласования, сложныхсинтаксическихконструкций.
ЧтокасаетсядетейсОНР, товсеперечисленныеотклонения вформированиисредствязыкаболеегрубовыражены.
Отставаниевразвитииязыковыхсредств (произношение, словарь, грамматическийстрой) неможет, естественно, неоказыватьопределенноговлиянияинаформированиефункцийречи (иливидовречевойдеятельности).
РечьпервоклассникасОНРноситпреимущественноситуативныйхарактериимеетформудиалога. Онавсеещесвязанас непосредственнымопытомдетей. Первоклассникииспытываютопределенныетрудностиприпродуцированиисвязныхвысказываний (монологическаяречь), которыенередкосопровождаютсяпоисками необходимыхдлявыражениямыслиязыковыхсредств. Удетей ещенетнавыковиуменийсвязноизлагатьсвоимысли. Поэтому дляниххарактерныподменасвязноговысказыванияодносложнымиответаминавопросыилиразрозненныминераспространенными предложениями, атакженеоднократныеповторениясловиотдельныхпредложений.
Таблица 1
СВОДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
У УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА (НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА)
Устнаяформаречи Звуковаясторонаречи |
Лексический запас |
Грамматический строй |
Психологические особенности |
|
Звукопроизношение |
Фонематические процессы |
|||
Дефектноепроизношение оппозиционных звуков, нескольких групп. Преобладаютзаменыисмещениянередкоискаженныхзвуков:
Ш-С, Л-Р, Б-П и т.д. До 16 звуков |
Недостаточнаясфор-мированность (несформи-рованностьвболеетяжелыхслучаях)
Ш-С, Л-Р, Б-Пи т.д. |
Ограниченрамками обиходно-бытовой тематики; качественнонеполноценен; неправомерноерасширениеилисужениезначенийслов; ошибкив употреблениислов смешениепосмыслуи поакустическому сходству (куст – кисть) |
Недостаточносформирован: а) отсутствиесложныхсинтаксических конструкций; б) аграмматизмы впредложенияхпростыхсинтаксических конструкций |
Следствия: Недостаточнаясформирован-ностьпсихологическихпредпосылок ковладениюполноценныминавыкамиучебнойдеятельности Трудностиформированияучебных умений: *планированиепредстоящейработы *определениепутейи средствдостиженияучебнойцели *контролированиедеятельности *умениеработатьвопределенном темпе |
Следствиенедостаточнойсформированностизвуковойстороныречи |
Следствиенедостаточнойсформироаанностилексико-грамматическихсредствязыка |
|||
Недостаточнаясформированность (отсутствие предпосылоккспонтанномуразвитиюнавыкованализаисинтезазвуковогосоставаслова). Недостаточнаясформированность (отсутствие предпосылок) куспешномуовладениюграмотой. Трудностиовладениячтениемиписьмом - наличиеспецифических – дисграфических ошибокнафоне большогоколичестваразнообразныхдругих. |
Недостаточноепониманиеучебныхзаданий, указаний, инструкцийучителя. Трудностиформированияиформулированиясобственныхмыслейвпроцессеучебной работы. Недостаточноеразвитиесвязнойречи |
|||
Недостаточнаясформированность (отсутствие) предпосылоккпродуктивномуовладениюпрограммойобученияродномуязыкуиматематике. |
||||
Трудностиусвоенияпрограммыначальногообученияобщеобразовательнойшколывследствиенедостаточнойсформированностиречевой Функции ипсихологическихпредпосылокковладениюучебнойдеятельностью. |
ДетямсНВОНРдоступныболееменееразвернутыесвязные высказываниявпределахобиходно-бытовойтематики. Вместес темсвязныевысказываниявпроцессеучебнойдеятельностивызываютуэтихдетейопределенныетрудности. Ихсамостоятельные высказыванияхарактеризуютсяфрагментарностью, недостаточной связностью, логичностью.
Чтокасаетсяучащихся 2-3 классовсОНР, топроявлениянесформированностиязыковыхсредствунихиные. Этиучащиесямогутответитьнавопрос, составитьэлементарный рассказпокартинке, передатьотдельныеэпизодыпрочитанного, рассказатьоволнующихсобытиях, т.е. построитьсвоевысказываниевпределахблизкойимтемы. Однако, приизмененииусловий коммуникации, принеобходимостидатьразвернутыеответысэлементамирассуждения, доказательства, привыполнении специальныхучебныхзаданийутакихдетейвозникаютзначительныетрудностииспользованиялексико-грамматическихсредств, указывающиенанедостаточноеихразвитие. Аименно: ограниченностьикачественнуюнеполноценностьсловарногозапаса, недостаточнуюсформированностьграмматическихсредствязыка.
Своеобразиепроявленийобщегонедоразвитияречиуэтих учащихсясостоитвтом, чтоошибкивиспользованиилексико-грамматическихсредств (отдельныепроявленияаграмматизма, семантическиеошибки), наблюдаютсянафонеправильносоставленныхпредложений, текста. Инымисловами, однаитажеграмматическаякатегорияилиформавразныхусловияхможетупотреблятьсяправильноинеправильновзависимостиотусловий, в которыхпротекаетустнаяречьдетей, т.е. условийихкоммуникации ипредъявляемыхкнейтребований.
Звуковаясторонаречиучащихся 2-3 классовсобщимнедоразвитиемтакжеявляетсянедостаточносформированной. Несмотрянато, чтоуэтихшкольниковнаблюдаютсялишь отдельныенедочетывпроизношениизвуков, онииспытываютзатрудненияв различенииакустическиблизкихзвуков, впоследовательномпроизношениислоговвмногосложныхнезнакомыхсловах, состечениемсогласныхзвуков (второстительные - второстепенные, транстит -транспорт).
Анализречевойдеятельностиучащихся 2-3 классовговорит отом, чтоониотдаютпредпочтениедиалогическимформамречи. Подвлияниемобученияразвиваетсямонологическая, контекстная речь. Этовыражаетсявувеличенииобъемавысказыванийиколичествасложноподчиненныхконструкций; крометого, речьстановитсяболеесвободной. Однакоуказанноеразвитиемонологической речиноситзамедленныйхарактер. Детиболееилименеесвободно строятсвязныевысказываниявпределахблизкойимтематикии испытываютзатрудненияприпродуцированиисвязныхвысказыванийвситуацииучебнойдеятельности: формулированиивыводов, обобщений, доказательств, воспроизведениисодержанияучебных текстов.
Указанныезатруднениявыражаютсявстремлениикдословностиизложения, застреваниинаотдельныхсловахимыслях, повторенииотдельныхчастейпредложений. Входеизложения, доказательстваит.п. детиотмечаютнесамыесущественныепризнаки. Крометого, иминарушаетсясинтаксическаясвязьмеждусловами, чтонаходитсвоевыражениевнезаконченностипредложений, измененияхпорядкаслов. Нередкислучаиупотреблениясловвнесвойственномимзначении, что, по-видимому, объясняетсянетолько бедностьюсловаря, ноглавнымобразом, нечеткимпониманием значенияиспользуемыхслов, неумениемуловитьихстилистическуюокраску.
Подобныесглаженныеотклонениявразвитииустнойречи описаннойгруппыдетейвсовокупностисоздаютсерьезныепрепятствияприобученииихграмотномуписьмуиправильномучтению. Именнопоэтомуунихнаиболееяркопроявляютсянедефектыустнойречи, анарушениячтенияиписьма.
Письменныеработыэтойгруппыдетейизобилуютразнообразнымиошибками - специфическими, орфографическимиисинтаксическими. Причемколичествоспецифическихошибокудетейс общимнедоразвитиемречизначительнобольше, чемудетейс фонетико-фонематическимифонематическимнедоразвитием. В этихслучаяхнарядусошибками, которыеявляютсяследствием недостаточногоразвитияфонематическихпроцессов, имеетсяцелыйрядошибок, связанныхснедоразвитиемлексико-грамматическихсредствязыка (ошибкипредложно-падежного управления, согласованияит.д.). Наличиеподобныхошибоксвидетельствуетотом, чтопроцессовладенияграмматическимизакономерностямиязыкаурассматриваемойгруппыдетейещенезакончен.
Средиучащихсяобщеобразовательнойшколывстречаются такжедетисаномалиямистроенияиподвижностиартикуляционногоаппарата (дизартрия, ринолалия); дети, страдающиезаиканием.
Уэтихдетейтакженеобходимовыявитьуровеньсформированностиязыковыхсредств (произношение, фонематическиепроцессы, словарь, грамматическийстрой). ВсоответствиисвыявленнымуровнемонимогутбытьотнесенылибокI, либокоII, либокIIIгруппе.
Приведеннаявышегруппировкашкольниковповедущему проявлениюречевогодефектапомогаетучителю-логопедурешать принципиальныевопросыорганизациикоррекционнойработыс детьмииопределятьсодержание, методыиприемылогопедическоговоздействиявкаждойгруппе. Основнойконтингент, которыйдолженбытьвыявленучителем-логопедомобщеобразовательных школпреждедругих, составляютдети, недостаткиречикоторых препятствуютихуспешномуобучению, т.е. учащиесявторойи третьейгрупп. Именноэтимдетямвцеляхпредупрежденияуних неуспеваемостилогопедическаяпомощьдолжнабытьоказанав первуюочередь.
Приорганизациилогопедическихзанятийсошкольниками, имеющимидефектызвукопроизношенияинедостаточноеразвитие фонематическихпроцессов, нарядусустранениемпроизношения необходимопредусмотретьработуповоспитаниюфонематических представлений, формированиюнавыкованализаисинтезазвуковогосоставаслова. Такаяработадолжнапроводитьсяпоследовательноподифференциациисмешиваемыхоппозиционныхзвукови отработкенавыкованализаисинтезазвуко-буквенногосоставаслова, чтопозволитвосполнитьпробелывразвитиизвуковойстороны речи.
ЭффективнаяпомощьучащимсясОНР, укоторыхнедостатки произношенияфонемсоставляютлишьодноизпроявленийречевогонедоразвития, возможналишьвслучаевзаимосвязаннойработы внесколькихнаправлениях, аименно: коррекциипроизношения, формированияполноценныхфонематическихпредставлений, развитиянавыкованализаисинтезазвуковогосоставаслова, уточненияиобогащениялексическогозапаса, овладениясинтаксическими конструкциями (разнойсложности), развитиясвязнойречи, осуществляемойвопределеннойпоследовательности.
Логопедическаяпомощьучащимся, имеющимтольконедостаткипроизношениязвуков (фонетическиедефекты - Iгруппа) сводитсяккоррекциинеправильнопроизносимыхзвуковизакреплению ихвустнойречидетей.
Обследованиедетейснарушениямиречи
Своевременноеиправильноевыявлениеречевыхнедостатковдетейпоможетлогопедуопределить, вкакойпомощионинуждаютсяикакэффективнеееёоказать.
Основнаязадачаучителялогопедаприиндивидуальномобследованииучащихся - правильнооценитьвсепроявленияречевой недостаточностикаждогоученика. Схемалогопедическогообследованияпредставленавречевойкарте, котораяобязательнозаполняетсянакаждогоученикавзависимостиотструктурыречевогодефекта.
Впроцессезаполненияпаспортныхданныхоребенкефиксируетсянетолькоофициальнаяуспеваемость (пункт 5), ноивыясняетсяреальныйуровеньзнанийучащихсяпородномуязыку. В случаяхструктурносложныхречевыхдефектовэтиданныемогут оказатьсярешающимикаквопределениичеткогологопедического заключения, такивустановлениипервичности-вторичностиречевогонарушения.
Данныеоходеразвитияречиученикасосложнойструктурой речевогодефектаучитель-логопедвыясняетсословматери. Входебеседыважнополучитьчеткоепредставлениеотом, какпротекалораннееречевоеразвитиеребенка: когдапоявилисьпервые слова, фразы, какшлодальнейшееформированиеречи. Приэтом отмечается, обращалисьлиранеезалогопедическойпомощью, еслида, тоскольковременипроводилисьзанятия, ихэффективность. Крометого, подлежатфиксациииособенностиречевойсреды, окружающейребенка (состояниеречиродителей: нарушениепроизношения, заикание, дву- имногоязычиеидр.).
Преждечемначатьобследованиеречи, логопедобязанубедитьсявсохранностислуха (напомним, чтослухсчитаетсянормальным, еслиребенокслышитотдельныеслова, сказанныешепотомнарасстоянии 6-7 метров отушнойраковины).
Приобследованииребенкаобращаетсявниманиенасостояниеартикуляционногоаппарата. Всеобнаруженныеприобследованиианомалиистроения (губ, неба, челюстей, зубов, языка), равно какисостояниедвигательнойфункцииподлежатобязательной фиксациивречевойкарте.
Естественно, чтогрубаяпатологиястроенияифункцийартикуляционногоаппарататребуеттщательного, детальногообследованиясподробнымописаниемвсехотклонений, создающихпрепятствиядляобразованияправильныхзвуков. Вдругихжеслучаях обследованиеможетбытьболеекратким.
Характеристикасвязнойречиучащихсясоставляетсянаоснованииегоустныхвысказыванийвходебеседыпоповодупрочитанного, увиденного, атакженаоснованиивыполняемыхребенком специальныхзаданий: составлениеотдельныхпредложений, связноговысказыванияповопросам, посюжетнойкартинке, посерии картинок, понаблюдениямит.д.
Полученныйвходебеседыматериалпоможетвыбратьнаправлениедальнейшегообследования, котороедолжнобытьиндивидуализировано, взависимостиотвыявленныхвпроцессебеседы представленийобуровнесформированностиречиребенка.
Вречевойкартефиксируетсяобщаявнятностьречи, характер идоступностьпостроениясвязныхвысказываний, общиепредставленияословареисинтаксическихконструкциях, используемыхребенком.
Приобследованиизвуковойстороныречивыявляютсядефектыпроизношения: количествонарушенныхзвуков, характер (тип) нарушения: отсутствие, искажение, смешениеилизаменазвуков (см. Таблицу 1). Еслидефектыпроизношенияпреимущественновыражаютсязаменамиисмешениемразныхгруппоппозиционныхзвуков, следуеттщательноисследоватьвозможностиразличениязвуковпоакустическимиартикуляционнымпризнакам.
Крометого, обязательноподлежитопределениюуровень сформированностинавыкованализаисинтезазвуковогосостава слова.
Такимобразом, обследованиезвуковойстороныречипредполагаеттщательноевыяснение:
1) характера (типа) нарушенияпроизношения: количества дефектнопроизносимыхзвуковигрупп (всложныхслучаях);
2) уровняфонематическогоразвития (уровнясформированностидифференциацииоппозиционныхзвуков);
3) уровнясформированностианализаисинтезазвуковогосоставаслова.
Вслучаеобщегонедоразвитияречианалогичнопроводятся обследованиязвуковойстороныречи (произношение, фонематическиепроцессы). Крометого, предусматриваетсявыявлениеумения детейпроизноситьсловаисловосочетаниясложнойслоговой структуры.
ПриобследованиидетейсОНРнеобходимоустановитьтакжеуровеньсформированностилексико-грамматическихсредств языка. Приобследованиисловарногозапасаиспользуетсярядобщеизвестныхприемов, выявляющихудетейкакпассивный, таки активныйсловарь. Приэтомвыявляетсязнаниедетьмислов, обозначающихпредметы, действияилисостоянияпредметов, признаковпредметов; слов, обозначающихобщиеиабстрактныепонятия. Такимобразомопределяетсяколичественныйсоставсловарного запаса.
Правильноеназываниепредметаещенеозначает, чторебенокадекватноможетпользоватьсяэтимсловомвпредложении, связномтексте, поэтому, нарядусопределениемколичественной сторонысловарногозапаса, особоевниманиеуделяетсяегокачественнойхарактеристике, т.е. выявлениюпониманияребенкомзначенияупотребляемыхслов.
Присоставлениилогопедическогозаключенияданныеословаредолжнырассматриватьсянеизолированно, авсовокупностис материалами, характеризующимиособенностизвуковойстороны речииееграмматическийстрой.
Приобследованииуровня сформированности грамматических средствязыкаиспользуются специальные задания навыявлениеуровняовладения детьми навыками построения предложенийразличных синтаксических конструкций, использования формо- исловообразования.
Данныеанализаошибок (аграмматизмов), допущенных учащимисяпривыполненииспециальных заданий, позволяют определитьуровеньсформированности грамматического строя речи. Установленный уровень сформированности грамматического строя речи соотноситсяссостояниемсловаря и уровнем фонематического развития.
Уровеньсформированности устной речи предопределяет определённуюстепеньнарушениря чтения и письма.
Втехслучаях, когда дефект устной речи ограничивается тольконесформированностью звуковой стороны её, то нарушения чтенияиписьмаобусловлены фонетико-фонематической или только фонематической недостачностью.
Вэтихслучаяхнаиболее типичными ошибками являются заменыисмешениясогласных букв, обозначающих звуки различных оппозиционныхгрупп.
Приобследованииписьма, которая проводится как коллективно, такииндивидуально следует обратить внимание на характер процессаписьма: записывает ли ребёнок правильнословоилипроговаривает его несколько раз, подбирая нужный звукисоответствующуюбукву; какие испытывает при этом трудности; какие ошибкидопускает.
Необходимопроизвести количественный и качественный анализошибок: выявить, какиеспецифические ошибки на замену букв допускаютсяребенком, оказываются ли эти ошибки единичными или частыми, соответствуютли речевым нарушениям ребёнка. Кроме того, учитываютсяпропуски, добавления, перестановки, искажения слов. Этиошибкисвидетельствуют о том, что ребёнок недостаточно четкоовладелзвуко-буквенным анализом и синтезом, не умеет выделитьакустическиилиартикуляционно близкие звуки, разобраться взвуковойислоговойструктуре слова.
Должныбытьтщательно проанализированы ошибки на правила правописания, таккакошибки на правописание парных звонких-глухих, мягких-твердыхсогласных обусловлены несхормированностью удетейсдефектамиречи представлений о звуко-буквенном составеслова.
Уучащихсяснарушениями письма следует обследовать и чтение.Чтениепроверяетсяиндивидуально. Походучтениянеследуетделатьникакихисправленийизамечаний. Материаломдля обследованиямогутслужитьспециальноподобранныетексты, доступныеребенкупообъемуисодержанию, нонеиспользуемыев класснойобстановке. Обследованиеначинаетсяспредъявления ребенкутекстапредложений, отдельныхслов, слогов (прямых, обратныхсостечениемсогласных).
Еслиребенокневладеетнавыкамичтения, емупредъявляетсянаборбуквдляихузнавания.
Впроцессеобследованияфиксируетсяуровеньсформированностинавыковчтения, аименно: читаетлионпослогам; целымисловами; перебираетлиотдельныебуквыиструдомобъединяетихвслогиислова; какиедопускаетошибки; заменяетлионв процессечтенияназваниеотдельныхбукв, соответствуетлиэта заменадефектнымзвукам; встречаютсялиошибкинапропуски слов, слогов, отдельныхбукв, каковтемпчтения; понимаетлиребенокзначениеотдельныхсловиобщийсмыслпрочитанного.
Всеполученныенаблюденияфиксируются. Онипомогают уточнить, чемобусловленынедостаткичтенияинайтиболеерациональныеприемыиметодыпреодолениятрудностейвчтении. Выявленныенедостаткичтениясопоставляютсданнымиобследованияписьмаиустнойречи.
ЗавершаякраткуюхарактеристикунарушениячтенияиписьмаудетейсФФН, следуетподчеркнуть, чтонаиболеетипичными ошибкамиявляютсязаменыисмешениясогласныхбукв, соответствующихзвукам, различающимсяпоакустическимиартикуляционнымпризнакам.
Вышеперечисленныеошибкипринятосчитатьспецифическими (дисграфическими). ОбычноонипроявляютсяудетейсФФНна фоненедостаточногоусвоенияопределенныхорфограмм, правила правописаниякоторыхтесносвязанысполноценнымипредставлениямиозвуковомсоставеслова.
ЧтокасаетсянарушениячтенияиписьмаудетейсОНР, тоу нихнарядусошибками, отражающиминесформированностьзвуковойстороныречи, отмечаютсяошибки, связанныеснесформированностьюлексико-грамматическихсредствязыка. Аименно:
- Ошибкипредложно-падежногоуправления;
- Ошибкисогласованияименсуществительныхиприлагательных, глаголов, числительныхит.д.;
- Раздельное написаниеприставокислитноенаписание предлогов;
- Различныедеформациипредложений: нарушениепорядка слов, пропускодногоилинесколькихсловвпредложении (втом числепропускглавныхчленовпредложения); пропускпредлогов; слитноенаписание 2-3 слов; неправильноеопределениеграниц предложенийит.д.;
- Различныедеформациислого-буквенногосоставаслова ("разорванные" слова, пропускислогов; недописываниеслогови т.д.).
Вписьменныхработахдетеймогутвстречатьсятакжеграфическиеошибки - недописываниеотдельныхэлементовбуквили лишниеэлементыбукв, пространственноерасположениеотдельных элементов букв (и-у, п-т, л-м, б-д, ш-щ)
Всеперечисленныеошибки, связанныеснедоразвитиемзвуковойисмысловойсторонречи, проявляютсяудетейсОНРнафонебольшогоколичестваразнообразныхорфографическихошибок.
СамостоятельныеписьменныеработыучащихсясОНР (изложение, сочинение) имеютрядспецифическихособенностей, касающихсякакпостроениятекста (недостаточнаясвязность, последовательностьилогичностьизложения), такинедостаточно адекватноеиспользованиелексических, грамматическихисинтаксическихсредствязыка.
Обследованиесостоянияписьмаичтенияуучащихсядолжно проводитьсясособойтщательностью. Входеобследованияученикупредлагаетсявыполнитьразличныевидыписьменныхработ:
*слуховыедиктанты, включающиевсебяслова, всоставкоторыхвходятзвуки, наиболеечастонарушающиесявпроизношении;
*самостоятельноеписьмо (изложение, сочинение).
Приобследованииучащихсяпервыхклассоввначалеучебногогодавыявляетсязнаниедетьмибукв, уменийинавыковсоставленияслоговислов.
Позавершенииобследованияречиребенканеобходимопровестисопоставительныйанализвсегоматериала, полученногов процессеизученияуровняразвитиязвуковойисмысловойсторон речи, чтенияиписьма. Этопозволитопределитьвкаждомконкретномслучае, чтоименноявляетсяпревалирующимвкартинеречевогодефекта: преобладаетлиуребенканедостаточностьлексико-грамматическихсредствязыкаилинедоразвитиезвуковойстороны речии, преждевсего, фонематическихпроцессов.
Впроцессеобследованиязаикающихсяучащихсяосновное вниманиелогопедадолжнобытьнаправленонавыявлениеситуаций, вкоторыхзаиканиепроявляетсяособенноинтенсивно, атакже наанализвозникающихудетейвэтихусловияхкоммуникативныхс затруднений. Неменееважнымявляетсяизучениеузаикающихся школьников (особеннослабоуспевающих) уровнясформирование-: языковыхсредств (произношение; фонематическиепроцессы; лексическийзапас; грамматическийстрой), атакжеуровеньсформированностиписьмаичтения, т.к. заиканиеможетпроявлятьсякак удетейсФФН, такисОНР.
Особоевниманиеобращаетсянаособенностиобщегоиречевогоповедения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность), атакженавозможностиадаптациидетейкусловиямобщения. Фиксируетсятемпречизаикающихся, наличиесопутствующихдвижений, уловок, интенсивностьпроявлениязапинок.
Нарушениеречинеобходиморассматриватьвкупесособенностямиличностиребенка. Входеобследованиянакапливаетсяматериал, позволяющийсоставитькраткуюхарактеристикунаребенка, иллюстрирующуюособенностиеговнимания, способностькпереключению, наблюдательность, работоспособность. Внейдолжно бытьотмечено, какпринимаетребенокучебныезадания, умеетли организоватьсебянавыполнениеих, самостоятельноливыполняет заданияилитребуетпомощи. Фиксируютсятакжереакцииребенка навстречающиесявходеучебнойработытрудности, утомляемость (истощаемость) ребенка. Вхарактеристикеотмечаютсятакжеособенностиповедениядетейвовремяобследования: подвижен, импульсивен, отвлекаем, пассивенит.д.
Обобщенныйрезультатизученияуровняразвитияустнойи письменнойречиребенкапредставляетсявречевойкартелогопедическимзаключением. Заключениедолжнобытьсоставленот