Сайт учителя-логопеда Егоршиной Ирины Николаевны

Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда общеобразовательной школы

11 сентября 2015

 

 

 

 

 

 

 

А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова

 

 

Инструктивно-методическоеписьмо

о работеучителя-логопедапри

общеобразовательнойшколе.

 

 

(Основные направленияформированияпредпосылоккпродуктивномуусвоениюпрограммыобученияродномуязыкуудетейсречевойпатологией)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

Когито-Центр

1996

47стр.

Настоящееинструктивно-методическоеписьмоадресованоучителям-логопедам, работающимприобщеобразовательныхучебныхзаведениях. Внемпредставленыхарактеристиканарушенийустнойиписьменнойречишкольников, обучающихсявобщеобразовательныхучебныхзаведениях; приемывыявлениянарушенийречиинаиболееважныеположениядифференциальнойдиагностики; основнойконтингентлогопедическихпунктов (егосоставляютучащиеся, речевыенарушениякоторыхпрепятствуютуспешномуобучениюпопрограммеобщеобразовательных учебныхзаведений - фонетико-фонематическое, общеенедоразвитиеречи); определеныпринципыкомплектованиялогопедическихпунктов, группучащихсядляфронтальногообучения.

Представленныевданномписьмеметодическиерекомендациипо организации, планированиюисодержаниюлогопедическихзанятийсосновнымконтингентомучащихся, отражаютбазовыенаправлениякоррек-ционногообученияучащихся, страдающихразличныминарушениямиустнойиписьменнойречи.

 

 

 

 

Авторы:ЯстребоваА.В., кандидатпедагогическихнаук, доцент; БессоноваТ.П., методист; ФедеральныйЦентрспециальной (коррекционной) педагогики.

 

 

 

 

Редакторвыпуска: БелопольскийВ.И.

 

 

©ЯстребоваА.В., БессоноваТ.П., 1996

©Когито-Центр, 1996

компьютерноемакетированиеиоформление

 

 

 

 

Изданиеосуществленопозаказу

МинистерстваобразованияРФ

I.ХАРАКТЕРИСТИКАНАРУШЕНИЙУСТНОЙ ИПИСЬМЕННОЙРЕЧИУЧАЩИХСЯ

 

Отклонениявречевомразвитиидетей, обучающихсявобщеобразовательныхучебныхзаведениях, имеютразличнуюструктуру истепеньвыраженности. Одниизнихкасаютсятолькопроизношениязвуков (преимущественноискаженноепроизношениефонем); другиезатрагиваютпроцессфонемообразованияи, какправило, сопровождаютсянарушениямичтенияиписьма; третьи - выражаютсявнедоразвитиикакзвуковой, такисмысловойсторонречиивсех еекомпонентов.

Наличиеушкольниковдажеслабовыраженныхотклоненийв фонематическомилексико-грамматическомразвитииявляется серьезнымпрепятствиемвусвоениипрограммыобщеобразовательнойшколы.

Учащихся, имеющихотклонениявформированиифонетико-фонематическихилексико-грамматическихсредствязыка, можно разделитьусловнонатригруппы.

Совершенноочевидно, чтокаждаяизэтихгруппнеможет бытьединообразной, новместестем, выделениеосновногопризнакаречевогодефекта, наиболеетипичногодлякаждойгруппы, придаетимопределеннуюоднородность.

Первуюгруппусоставляютшкольники, укоторыхотклонения вречевомразвитиикасаютсятолькодефектовпроизношениязвуковбездругихсопутствующихпроявлений. Типичныепримерыподобныхнарушений - этовелярное, увулярноеилиодноударное произношениезвука "Р", мягкоепроизношениешипящихпринижнемположенииязыка, межзубноеилибоковоепроизношениесвистящих, т.е. различныеискажениязвуков. Такиедефектыречи, как правило, несказываютсяотрицательнонаусвоениидетьмипрограммыобщеобразовательнойшколы.

Процессфонемообразованиявтакихслучаяхнезадерживается. Этиучащиеся, приобретаякшкольномувозрастуопределенныйзапасболееилименееустойчивыхпредставленийозвуковом составеслова, правильносоотносятзвукиибуквыинедопускаютв письменныхработахошибок, связанныхснедостаткамипроизношениязвуков. Учащиесястакимидефектамипроизношениясоставляют 50-60% отобщегоколичествадетей, имеющихотклоненияв формированииязыковыхсредств. Средиэтихучащихсянеуспевающихнет.

Вторуюгруппусоставляютшкольники, укоторыхимеетместо несформированностьвсейзвуковойстороныречи - произношение, фонематическиепроцессы (фонетико-фонематическоенедоразвитие). Типичнымдляпроизношенияучащихсяэтойгруппыяв­яютсязаменыисмешенияфонем, сходныхпозвучаниюилиартикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; Р~Л\ твердых-мягких). Причем, ушкольниковэтойгруппызаменыисмешениямо­гутохватыватьневсеперечисленныезвуки. Вбольшинствеслучаев нарушениераспространяетсялишьнакакую-либопарузвуков, например, С-Ш, Ж-3, Щ-Ч, Ч-Т, Ч-Ц, Д-Тит.д. Чащевсегонеусвоеннымиоказываютсясвистящиеишипящиезвуки, Р-Л, звонкиеиглухие. Внекоторыхслучаяхприотсутствиивыраженныхдефектовотдельныхзвуковотмечаетсянедостаточнаячеткостьихпроизнесения.

Недочетыпроизношения, выражающиесявсмешенииизаменахзвуков (вотличииотнедостатков, выражащихсявискаженном произнесенииотдельныхзвуков), следуетотноситькфонематическимдефектам.

Школьникирассматриваемойгруппы, особенноучащиеся первыхдвухклассов, имеютвыраженныеотклонениянетольков звукопроизношении, ноивдифференциациизвуков. Этидетииспытываютзатруднения (поройзначительные) ввосприятиинаслух близкихзвуков, определенииихакустического (например: звонкиеи глухиезвуки) иартикуляционного (например: свистящие-шипящие звуки) сходстваиразличия, неучитываютсмысло-различительного значенияэтихзвуковвсловах (например: бочка - почка, басня - башня). Всеэтоосложняетформированиеустойчивыхпредставленийозвуковомсоставеслова.

Такойуровеньнедоразвитиязвуковойстороныречипрепятствуетовладениюнавыкамианализаисинтезазвуковоюсоставасловаинередкослужитпричинойпоявлениявторичного (поотношению кустнойформеречи) дефекта, проявляющегосявспецифических нарушенияхчтенияиписьма. Этиучащиесякомплектуютсявспециальныегруппы: учащиесяснарушениямичтенияиписьма, обусловленными

фонетико-фонематическимнедоразвитием; либофонематическимнедоразвитием (втехслучаях, когдаустраненыдефектыпроизношения).

Количествоучащихся, имеющихнедоразвитиезвуковойстороныречи (ФФНиФН) составляетпримерно 20-30% отобщегоколичествадетейснесформированностьюязыковыхсредств. Среди этихучащихсяколичествореальнонеуспевающихпородномуязыкуколеблетсяот 50 до 100%.

Третьюгруппусоставляютучащиеся, укоторых, нарядус нарушениямипроизношениязвуков, имеетсянедоразвитиефонематическихпроцессовилексико-грамматическихсредствязыка - общеенедоразвитиеречи. Этиотклонениядажеприизвестной сглаженностипроявленийприводятктому, чтодетииспытывают большиетрудностивовладениичтениемиписьмом, ведущиек стойкойнеуспеваемостипородномуязыкуидругимпредметам.

Несмотрянато, чтоэтагруппаучащихсявобщеобразовательнойшколенемногочисленна, онатребуетособоговнимания учителя-логопеда, таккаконавесьманеоднороднакакпостепени тяжести, такиповыраженностипроявленийобщегонедоразвития речи. Преимущественновобщеобразовательнуюшколупоступают детиIIIуровня (поклассификацииР.Е.Левиной).

Уучащихсяпервыхклассовпреобладаетнедостаточность устнойформыречи, котораятакжеможетбытьвыраженапо-разному. Уоднихучащихсяк 6-7 летнемувозрастуимеетсянерезковыраженнаянеполноценностьфонетико-фонематическихилексико-грамматическихсредствязыка (НВОНР). Удругихучащихсянедостаточностьязыковыхсредствболеевыражена (ОНР).

ХарактеристикадетейсОНРпредставленавсхеме (Таблица 1). Вданнойтаблицеотраженряддиагностическихмоментов, имеющихважноезначениекакдляпрогнозаэффективностикоррекционногообучениявцелом, такидляпланированияегосодержания. Это, преждевсего, тепоследствияаномальногоразвития устнойформыречи (еезвуковойстороныилексико-грамматическогостроя), которые, тормозяспонтанноеразвитие полноценныхпредпосылоккформированиюписьменнойформы речи, создаютсерьезныепрепятствиянапутиовладенияпрограммнымматериаломпородномуязыкуи (врядеслучаев) математике.

Изучениепроявленийречевыхнарушенийуучащихсяначальныхклассовобщеобразовательныхшколпоказывает, чтоу частиизнихнесформированностьязыковыхсредствменеевыражена (НВОНР). Этокасаетсякакзвуковойстороныречи, такисмысловой.

Так, количествонеправильнопроизносимыхзвуковунихне превышает 2-5 ираспространяетсялишьнаодну-двегруппыоппозиционныхзвуков. Унекоторыхдетей, прошедшихдошкольноекоррекционноеобучение, произношениевсехэтихзвуковможетбытьв пределахнормыилинедостаточновнятным ("смазанным").

Приэтомувсехдетейостаетсянедостаточнаясформированностьфонематическихпроцессов, степеньвыраженностикоторых можетбытьразличной.

Количественныйсоставсловарногозапасаучащихсяданной группыдетейширеиразнообразней, чемушкольников, имеющих выраженноеобщеенедоразвитиеречи. Однакоионидопускаютв самостоятельныхвысказыванияхрядошибок, обусловленныхсмешениемсловпосмыслуиакустическомусходству. (См. Таблицу 1).

Грамматическоеоформлениеустныхвысказыванийтакжехарактеризуетсяналичиемспецифическихошибок, отражающихнедостаточноеусвоениедетьмипредложногоипадежногоуправления, согласования, сложныхсинтаксическихконструкций.

ЧтокасаетсядетейсОНР, товсеперечисленныеотклонения вформированиисредствязыкаболеегрубовыражены.

Отставаниевразвитииязыковыхсредств (произношение, словарь, грамматическийстрой) неможет, естественно, неоказыватьопределенноговлиянияинаформированиефункцийречи (иливидовречевойдеятельности).

РечьпервоклассникасОНРноситпреимущественноситуативныйхарактериимеетформудиалога. Онавсеещесвязанас непосредственнымопытомдетей. Первоклассникииспытываютопределенныетрудностиприпродуцированиисвязныхвысказываний (монологическаяречь), которыенередкосопровождаютсяпоисками необходимыхдлявыражениямыслиязыковыхсредств. Удетей ещенетнавыковиуменийсвязноизлагатьсвоимысли. Поэтому дляниххарактерныподменасвязноговысказыванияодносложнымиответаминавопросыилиразрозненныминераспространенными предложениями, атакженеоднократныеповторениясловиотдельныхпредложений.

 

Таблица 1

СВОДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

У УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА (НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА)

      

Устнаяформаречи

Звуковаясторонаречи

 

Лексический запас

 

Грамматический строй

 

Психологические особенности

Звукопроизношение

Фонематические

процессы

Дефектноепроизношение оппозиционных звуков, нескольких групп. Преобладаютзаменыисмещениянередкоискаженныхзвуков:

 

Ш-С, Л-Р, Б-П и т.д.

До 16 звуков

Недостаточнаясфор-мированность (несформи-рованностьвболеетяжелыхслучаях)

 

Ш-С, Л-Р, Б-Пи т.д.

Ограниченрамками обиходно-бытовой тематики; качественнонеполноценен; неправомерноерасширениеилисужениезначенийслов; ошибкив употреблениислов смешениепосмыслуи поакустическому сходству

(куст – кисть)

Недостаточносформирован:

а) отсутствиесложныхсинтаксических конструкций;

б) аграмматизмы впредложенияхпростыхсинтаксических конструкций

  1. Неустойчивоевнимание
  2. Недостаточнаянаблюдательностьпоотношениюкязыковымявлениям.
  3. Недостаточноеразвитиеспособностикпереключению. 4. Слабоеразвитиесловесно-логическогомышления
  4. Недостаточнаяспособностьк запоминанию.
  5. Недостаточныйуровеньразвития контроля.

Следствия:

Недостаточнаясформирован-ностьпсихологическихпредпосылок ковладениюполноценныминавыкамиучебнойдеятельности Трудностиформированияучебных умений:

*планированиепредстоящейработы

*определениепутейи средствдостиженияучебнойцели

*контролированиедеятельности

*умениеработатьвопределенном темпе

Следствиенедостаточнойсформированностизвуковойстороныречи

Следствиенедостаточнойсформироаанностилексико-грамматическихсредствязыка

Недостаточнаясформированность (отсутствие предпосылоккспонтанномуразвитиюнавыкованализаисинтезазвуковогосоставаслова).

Недостаточнаясформированность (отсутствие предпосылок) куспешномуовладениюграмотой.

Трудностиовладениячтениемиписьмом - наличиеспецифических – дисграфических ошибокнафоне большогоколичестваразнообразныхдругих.

Недостаточноепониманиеучебныхзаданий, указаний, инструкцийучителя.

Трудностиформированияиформулированиясобственныхмыслейвпроцессеучебной работы. Недостаточноеразвитиесвязнойречи

Недостаточнаясформированность (отсутствие) предпосылоккпродуктивномуовладениюпрограммойобученияродномуязыкуиматематике.

Трудностиусвоенияпрограммыначальногообученияобщеобразовательнойшколывследствиенедостаточнойсформированностиречевой Функции ипсихологическихпредпосылокковладениюучебнойдеятельностью.

 

ДетямсНВОНРдоступныболееменееразвернутыесвязные высказываниявпределахобиходно-бытовойтематики. Вместес темсвязныевысказываниявпроцессеучебнойдеятельностивызываютуэтихдетейопределенныетрудности. Ихсамостоятельные высказыванияхарактеризуютсяфрагментарностью, недостаточной связностью, логичностью.

Чтокасаетсяучащихся 2-3 классовсОНР, топроявлениянесформированностиязыковыхсредствунихиные. Этиучащиесямогутответитьнавопрос, составитьэлементарный рассказпокартинке, передатьотдельныеэпизодыпрочитанного, рассказатьоволнующихсобытиях, т.е. построитьсвоевысказываниевпределахблизкойимтемы. Однако, приизмененииусловий коммуникации, принеобходимостидатьразвернутыеответысэлементамирассуждения, доказательства, привыполнении специальныхучебныхзаданийутакихдетейвозникаютзначительныетрудностииспользованиялексико-грамматическихсредств, указывающиенанедостаточноеихразвитие. Аименно: ограниченностьикачественнуюнеполноценностьсловарногозапаса, недостаточнуюсформированностьграмматическихсредствязыка.

Своеобразиепроявленийобщегонедоразвитияречиуэтих учащихсясостоитвтом, чтоошибкивиспользованиилексико-грамматическихсредств (отдельныепроявленияаграмматизма, семантическиеошибки), наблюдаютсянафонеправильносоставленныхпредложений, текста. Инымисловами, однаитажеграмматическаякатегорияилиформавразныхусловияхможетупотреблятьсяправильноинеправильновзависимостиотусловий, в которыхпротекаетустнаяречьдетей, т.е. условийихкоммуникации ипредъявляемыхкнейтребований.

Звуковаясторонаречиучащихся 2-3 классовсобщимнедоразвитиемтакжеявляетсянедостаточносформированной. Несмотрянато, чтоуэтихшкольниковнаблюдаютсялишь отдельныенедочетывпроизношениизвуков, онииспытываютзатрудненияв различенииакустическиблизкихзвуков, впоследовательномпроизношениислоговвмногосложныхнезнакомыхсловах, состечениемсогласныхзвуков (второстительные - второстепенные, транстит -транспорт).

Анализречевойдеятельностиучащихся 2-3 классовговорит отом, чтоониотдаютпредпочтениедиалогическимформамречи. Подвлияниемобученияразвиваетсямонологическая, контекстная речь. Этовыражаетсявувеличенииобъемавысказыванийиколичествасложноподчиненныхконструкций; крометого, речьстановитсяболеесвободной. Однакоуказанноеразвитиемонологической речиноситзамедленныйхарактер. Детиболееилименеесвободно строятсвязныевысказываниявпределахблизкойимтематикии испытываютзатрудненияприпродуцированиисвязныхвысказыванийвситуацииучебнойдеятельности: формулированиивыводов, обобщений, доказательств, воспроизведениисодержанияучебных текстов.

Указанныезатруднениявыражаютсявстремлениикдословностиизложения, застреваниинаотдельныхсловахимыслях, повторенииотдельныхчастейпредложений. Входеизложения, доказательстваит.п. детиотмечаютнесамыесущественныепризнаки. Крометого, иминарушаетсясинтаксическаясвязьмеждусловами, чтонаходитсвоевыражениевнезаконченностипредложений, измененияхпорядкаслов. Нередкислучаиупотреблениясловвнесвойственномимзначении, что, по-видимому, объясняетсянетолько бедностьюсловаря, ноглавнымобразом, нечеткимпониманием значенияиспользуемыхслов, неумениемуловитьихстилистическуюокраску.

Подобныесглаженныеотклонениявразвитииустнойречи описаннойгруппыдетейвсовокупностисоздаютсерьезныепрепятствияприобученииихграмотномуписьмуиправильномучтению. Именнопоэтомуунихнаиболееяркопроявляютсянедефектыустнойречи, анарушениячтенияиписьма.

Письменныеработыэтойгруппыдетейизобилуютразнообразнымиошибками - специфическими, орфографическимиисинтаксическими. Причемколичествоспецифическихошибокудетейс общимнедоразвитиемречизначительнобольше, чемудетейс фонетико-фонематическимифонематическимнедоразвитием. В этихслучаяхнарядусошибками, которыеявляютсяследствием недостаточногоразвитияфонематическихпроцессов, имеетсяцелыйрядошибок, связанныхснедоразвитиемлексико-грамматическихсредствязыка (ошибкипредложно-падежного управления, согласованияит.д.). Наличиеподобныхошибоксвидетельствуетотом, чтопроцессовладенияграмматическимизакономерностямиязыкаурассматриваемойгруппыдетейещенезакончен.

Средиучащихсяобщеобразовательнойшколывстречаются такжедетисаномалиямистроенияиподвижностиартикуляционногоаппарата (дизартрия, ринолалия); дети, страдающиезаиканием.

Уэтихдетейтакженеобходимовыявитьуровеньсформированностиязыковыхсредств (произношение, фонематическиепроцессы, словарь, грамматическийстрой). ВсоответствиисвыявленнымуровнемонимогутбытьотнесенылибокI, либокоII, либокIIIгруппе.

Приведеннаявышегруппировкашкольниковповедущему проявлениюречевогодефектапомогаетучителю-логопедурешать принципиальныевопросыорганизациикоррекционнойработыс детьмииопределятьсодержание, методыиприемылогопедическоговоздействиявкаждойгруппе. Основнойконтингент, которыйдолженбытьвыявленучителем-логопедомобщеобразовательных школпреждедругих, составляютдети, недостаткиречикоторых препятствуютихуспешномуобучению, т.е. учащиесявторойи третьейгрупп. Именноэтимдетямвцеляхпредупрежденияуних неуспеваемостилогопедическаяпомощьдолжнабытьоказанав первуюочередь.

Приорганизациилогопедическихзанятийсошкольниками, имеющимидефектызвукопроизношенияинедостаточноеразвитие фонематическихпроцессов, нарядусустранениемпроизношения необходимопредусмотретьработуповоспитаниюфонематических представлений, формированиюнавыкованализаисинтезазвуковогосоставаслова. Такаяработадолжнапроводитьсяпоследовательноподифференциациисмешиваемыхоппозиционныхзвукови отработкенавыкованализаисинтезазвуко-буквенногосоставаслова, чтопозволитвосполнитьпробелывразвитиизвуковойстороны речи.

ЭффективнаяпомощьучащимсясОНР, укоторыхнедостатки произношенияфонемсоставляютлишьодноизпроявленийречевогонедоразвития, возможналишьвслучаевзаимосвязаннойработы внесколькихнаправлениях, аименно: коррекциипроизношения, формированияполноценныхфонематическихпредставлений, развитиянавыкованализаисинтезазвуковогосоставаслова, уточненияиобогащениялексическогозапаса, овладениясинтаксическими конструкциями (разнойсложности), развитиясвязнойречи, осуществляемойвопределеннойпоследовательности.

Логопедическаяпомощьучащимся, имеющимтольконедостаткипроизношениязвуков (фонетическиедефекты - Iгруппа) сводитсяккоррекциинеправильнопроизносимыхзвуковизакреплению ихвустнойречидетей.

 

Обследованиедетейснарушениямиречи

 

Своевременноеиправильноевыявлениеречевыхнедостатковдетейпоможетлогопедуопределить, вкакойпомощионинуждаютсяикакэффективнеееёоказать.

Основнаязадачаучителялогопедаприиндивидуальномобследованииучащихся - правильнооценитьвсепроявленияречевой недостаточностикаждогоученика. Схемалогопедическогообследованияпредставленавречевойкарте, котораяобязательнозаполняетсянакаждогоученикавзависимостиотструктурыречевогодефекта.

Впроцессезаполненияпаспортныхданныхоребенкефиксируетсянетолькоофициальнаяуспеваемость (пункт 5), ноивыясняетсяреальныйуровеньзнанийучащихсяпородномуязыку. В случаяхструктурносложныхречевыхдефектовэтиданныемогут оказатьсярешающимикаквопределениичеткогологопедического заключения, такивустановлениипервичности-вторичностиречевогонарушения.

Данныеоходеразвитияречиученикасосложнойструктурой речевогодефектаучитель-логопедвыясняетсословматери. Входебеседыважнополучитьчеткоепредставлениеотом, какпротекалораннееречевоеразвитиеребенка: когдапоявилисьпервые слова, фразы, какшлодальнейшееформированиеречи. Приэтом отмечается, обращалисьлиранеезалогопедическойпомощью, еслида, тоскольковременипроводилисьзанятия, ихэффективность. Крометого, подлежатфиксациииособенностиречевойсреды, окружающейребенка (состояниеречиродителей: нарушениепроизношения, заикание, дву- имногоязычиеидр.).

Преждечемначатьобследованиеречи, логопедобязанубедитьсявсохранностислуха (напомним, чтослухсчитаетсянормальным, еслиребенокслышитотдельныеслова, сказанныешепотомнарасстоянии 6-7 метров отушнойраковины).

Приобследованииребенкаобращаетсявниманиенасостояниеартикуляционногоаппарата. Всеобнаруженныеприобследованиианомалиистроения (губ, неба, челюстей, зубов, языка), равно какисостояниедвигательнойфункцииподлежатобязательной фиксациивречевойкарте.

Естественно, чтогрубаяпатологиястроенияифункцийартикуляционногоаппарататребуеттщательного, детальногообследованиясподробнымописаниемвсехотклонений, создающихпрепятствиядляобразованияправильныхзвуков. Вдругихжеслучаях обследованиеможетбытьболеекратким.

Характеристикасвязнойречиучащихсясоставляетсянаоснованииегоустныхвысказыванийвходебеседыпоповодупрочитанного, увиденного, атакженаоснованиивыполняемыхребенком специальныхзаданий: составлениеотдельныхпредложений, связноговысказыванияповопросам, посюжетнойкартинке, посерии картинок, понаблюдениямит.д.

Полученныйвходебеседыматериалпоможетвыбратьнаправлениедальнейшегообследования, котороедолжнобытьинди­видуализировано, взависимостиотвыявленныхвпроцессебеседы представленийобуровнесформированностиречиребенка.

Вречевойкартефиксируетсяобщаявнятностьречи, характер идоступностьпостроениясвязныхвысказываний, общиепредставленияословареисинтаксическихконструкциях, используемыхребенком.

Приобследованиизвуковойстороныречивыявляютсядефектыпроизношения: количествонарушенныхзвуков, характер (тип) нарушения: отсутствие, искажение, смешениеилизаменазвуков (см. Таблицу 1). Еслидефектыпроизношенияпреимущественновыражаютсязаменамиисмешениемразныхгруппоппозиционныхзвуков, следуеттщательноисследоватьвозможностиразличениязвуковпоакустическимиартикуляционнымпризнакам.

Крометого, обязательноподлежитопределениюуровень сформированностинавыкованализаисинтезазвуковогосостава слова.

Такимобразом, обследованиезвуковойстороныречипредполагаеттщательноевыяснение:

1) характера (типа) нарушенияпроизношения: количества дефектнопроизносимыхзвуковигрупп (всложныхслучаях);

2) уровняфонематическогоразвития (уровнясформированностидифференциацииоппозиционныхзвуков);

3) уровнясформированностианализаисинтезазвуковогосоставаслова.

 

Вслучаеобщегонедоразвитияречианалогичнопроводятся обследованиязвуковойстороныречи (произношение, фонематическиепроцессы). Крометого, предусматриваетсявыявлениеумения детейпроизноситьсловаисловосочетаниясложнойслоговой структуры.

ПриобследованиидетейсОНРнеобходимоустановитьтакжеуровеньсформированностилексико-грамматическихсредств языка. Приобследованиисловарногозапасаиспользуетсярядобщеизвестныхприемов, выявляющихудетейкакпассивный, таки активныйсловарь. Приэтомвыявляетсязнаниедетьмислов, обозначающихпредметы, действияилисостоянияпредметов, признаковпредметов; слов, обозначающихобщиеиабстрактныепонятия. Такимобразомопределяетсяколичественныйсоставсловарного запаса.

Правильноеназываниепредметаещенеозначает, чторебенокадекватноможетпользоватьсяэтимсловомвпредложении, связномтексте, поэтому, нарядусопределениемколичественной сторонысловарногозапаса, особоевниманиеуделяетсяегокачественнойхарактеристике, т.е. выявлениюпониманияребенкомзначенияупотребляемыхслов.

Присоставлениилогопедическогозаключенияданныеословаредолжнырассматриватьсянеизолированно, авсовокупностис материалами, характеризующимиособенностизвуковойстороны речииееграмматическийстрой.

Приобследованииуровня сформированности грамматических средствязыкаиспользуются специальные задания навыявлениеуровняовладения детьми навыками построения предложенийразличных синтаксических конструкций, использования формо- исловообразования.

Данныеанализаошибок (аграмматизмов), допущенных учащимисяпривыполненииспециальных заданий, позволяют определитьуровеньсформированности грамматического строя речи. Установленный уровень сформированности грамматического строя речи соотноситсяссостояниемсловаря и уровнем фонематического развития.

Уровеньсформированности устной речи предопределяет определённуюстепеньнарушениря чтения и письма.

Втехслучаях, когда дефект устной речи ограничивается тольконесформированностью звуковой стороны её, то нарушения чтенияиписьмаобусловлены фонетико-фонематической или только фонематической недостачностью.

Вэтихслучаяхнаиболее типичными ошибками являются заменыисмешениясогласных букв, обозначающих звуки различных оппозиционныхгрупп.

Приобследованииписьма, которая проводится как коллективно, такииндивидуально следует обратить внимание на характер процессаписьма: записывает ли ребёнок правильнословоилипроговаривает его несколько раз, подбирая нужный звукисоответствующуюбукву; какие испытывает при этом трудности; какие ошибкидопускает.

Необходимопроизвести количественный и качественный анализошибок: выявить, какиеспецифические ошибки на замену букв допускаютсяребенком, оказываются ли эти ошибки единичными или частыми, соответствуютли речевым нарушениям ребёнка. Кроме того, учитываютсяпропуски, добавления, перестановки, искажения слов. Этиошибкисвидетельствуют о том, что ребёнок недостаточно четкоовладелзвуко-буквенным анализом и синтезом, не умеет выделитьакустическиилиартикуляционно близкие звуки, разобраться взвуковойислоговойструктуре слова.

Должныбытьтщательно проанализированы ошибки на правила правописания, таккакошибки на правописание парных звонких-глухих, мягких-твердыхсогласных обусловлены несхормированностью  удетейсдефектамиречи представлений о звуко-буквенном составеслова.

Уучащихсяснарушениями письма следует обследовать и чтение.Чтениепроверяетсяиндивидуально. Походучтениянеследуетделатьникакихисправленийизамечаний. Материаломдля обследованиямогутслужитьспециальноподобранныетексты, доступныеребенкупообъемуисодержанию, нонеиспользуемыев класснойобстановке. Обследованиеначинаетсяспредъявления ребенкутекстапредложений, отдельныхслов, слогов (прямых, обратныхсостечениемсогласных).

Еслиребенокневладеетнавыкамичтения, емупредъявляетсянаборбуквдляихузнавания.

Впроцессеобследованияфиксируетсяуровеньсформированностинавыковчтения, аименно: читаетлионпослогам; целымисловами; перебираетлиотдельныебуквыиструдомобъединяетихвслогиислова; какиедопускаетошибки; заменяетлионв процессечтенияназваниеотдельныхбукв, соответствуетлиэта заменадефектнымзвукам; встречаютсялиошибкинапропуски слов, слогов, отдельныхбукв, каковтемпчтения; понимаетлиребенокзначениеотдельныхсловиобщийсмыслпрочитанного.

Всеполученныенаблюденияфиксируются. Онипомогают уточнить, чемобусловленынедостаткичтенияинайтиболеерациональныеприемыиметодыпреодолениятрудностейвчтении. Выявленныенедостаткичтениясопоставляютсданнымиобследованияписьмаиустнойречи.

ЗавершаякраткуюхарактеристикунарушениячтенияиписьмаудетейсФФН, следуетподчеркнуть, чтонаиболеетипичными ошибкамиявляютсязаменыисмешениясогласныхбукв, соответствующихзвукам, различающимсяпоакустическимиартикуляционнымпризнакам.

Вышеперечисленныеошибкипринятосчитатьспецифическими (дисграфическими). ОбычноонипроявляютсяудетейсФФНна фоненедостаточногоусвоенияопределенныхорфограмм, правила правописаниякоторыхтесносвязанысполноценнымипредставлениямиозвуковомсоставеслова.

ЧтокасаетсянарушениячтенияиписьмаудетейсОНР, тоу нихнарядусошибками, отражающиминесформированностьзвуковойстороныречи, отмечаютсяошибки, связанныеснесформированностьюлексико-грамматическихсредствязыка. Аименно:

  1. Ошибкипредложно-падежногоуправления;
  2. Ошибкисогласованияименсуществительныхиприлагательных, глаголов, числительныхит.д.;
  3. Раздельное  написаниеприставокислитноенаписание предлогов;
  4. Различныедеформациипредложений: нарушениепорядка слов, пропускодногоилинесколькихсловвпредложении (втом числепропускглавныхчленовпредложения); пропускпредлогов; слитноенаписание 2-3 слов; неправильноеопределениеграниц предложенийит.д.;
  5. Различныедеформациислого-буквенногосоставаслова ("разорванные" слова, пропускислогов; недописываниеслогови т.д.).

 

Вписьменныхработахдетеймогутвстречатьсятакжеграфическиеошибки - недописываниеотдельныхэлементовбуквили лишниеэлементыбукв, пространственноерасположениеотдельных элементов букв (и-у, п-т, л-м, б-д, ш-щ)

Всеперечисленныеошибки, связанныеснедоразвитиемзвуковойисмысловойсторонречи, проявляютсяудетейсОНРнафонебольшогоколичестваразнообразныхорфографическихошибок.

СамостоятельныеписьменныеработыучащихсясОНР (изложение, сочинение) имеютрядспецифическихособенностей, касающихсякакпостроениятекста (недостаточнаясвязность, последовательностьилогичностьизложения), такинедостаточно адекватноеиспользованиелексических, грамматическихисинтаксическихсредствязыка.

Обследованиесостоянияписьмаичтенияуучащихсядолжно проводитьсясособойтщательностью. Входеобследованияученикупредлагаетсявыполнитьразличныевидыписьменныхработ:

*слуховыедиктанты, включающиевсебяслова, всоставкоторыхвходятзвуки, наиболеечастонарушающиесявпроизношении;

*самостоятельноеписьмо (изложение, сочинение).

Приобследованииучащихсяпервыхклассоввначалеучебногогодавыявляетсязнаниедетьмибукв, уменийинавыковсоставленияслоговислов.

Позавершенииобследованияречиребенканеобходимопровестисопоставительныйанализвсегоматериала, полученногов процессеизученияуровняразвитиязвуковойисмысловойсторон речи, чтенияиписьма. Этопозволитопределитьвкаждомконкретномслучае, чтоименноявляетсяпревалирующимвкартинеречевогодефекта: преобладаетлиуребенканедостаточностьлексико-грамматическихсредствязыкаилинедоразвитиезвуковойстороны речии, преждевсего, фонематическихпроцессов.

Впроцессеобследованиязаикающихсяучащихсяосновное вниманиелогопедадолжнобытьнаправленонавыявлениеситуаций, вкоторыхзаиканиепроявляетсяособенноинтенсивно, атакже наанализвозникающихудетейвэтихусловияхкоммуникативныхс затруднений. Неменееважнымявляетсяизучениеузаикающихся школьников (особеннослабоуспевающих) уровнясформирование-: языковыхсредств (произношение; фонематическиепроцессы; лексическийзапас; грамматическийстрой), атакжеуровеньсформированностиписьмаичтения, т.к. заиканиеможетпроявлятьсякак удетейсФФН, такисОНР.

Особоевниманиеобращаетсянаособенностиобщегоиречевогоповедения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность), атакженавозможностиадаптациидетейкусловиямобщения. Фиксируетсятемпречизаикающихся, наличиесопутствующихдвижений, уловок, интенсивностьпроявлениязапинок.

Нарушениеречинеобходиморассматриватьвкупесособенностямиличностиребенка. Входеобследованиянакапливаетсяматериал, позволяющийсоставитькраткуюхарактеристикунаребенка, иллюстрирующуюособенностиеговнимания, способностькпереключению, наблюдательность, работоспособность. Внейдолжно бытьотмечено, какпринимаетребенокучебныезадания, умеетли организоватьсебянавыполнениеих, самостоятельноливыполняет заданияилитребуетпомощи. Фиксируютсятакжереакцииребенка навстречающиесявходеучебнойработытрудности, утомляемость (истощаемость) ребенка. Вхарактеристикеотмечаютсятакжеособенностиповедениядетейвовремяобследования: подвижен, импульсивен, отвлекаем, пассивенит.д.

Обобщенныйрезультатизученияуровняразвитияустнойи письменнойречиребенкапредставляетсявречевойкартелогопедическимзаключением. Заключениедолжнобытьсоставленот

Оставить комментарий: